• Чт 12 дек
  • Пт 13 дек
  • Сб 14 дек
  • Вс 15 дек

Классика и современность искусства.

Классическое искусство - ремесло на 99%, Но это - человеческое искусство. Обогатит или обеднит его искусственный интеллект?
  1. Оффлайн
    1

    terrary

    Хэймин

    Анимешники

    Сообщений: 5

    Предлагаю дискуссионную тему.

    Классическое искусство от и до - выражение как намерений художника. А еще - отражение его возможностей. Чем-то подобная ситуация напоминает спорт: трудолюбивый мастер будет всегда опережать менее старательного в тренировках участника забега. В то же время, более одарённый но менее прилежный уступит финиш более усердному, и при родная одарённость не спасёт. Сказанное согласуется с поговоркой о том, что "искусство - это девяносто девять процентов труда и лишь один процент таланта".

    С другой стороны, искусство это отражение действительности именно в человеческом сознании. Отражение в художественных образах именно конкретного человека. Но эти художественные образы оформляются по правилам, которые прошли отбор столетий и даже тысячелетий. Прошли отбор и помогают переводу замысла в рисунок, текст или музыку с хореографией или актёрским перевоплощением. То есть каждая линия, нота, движение, сюжетный поворот являются продолжением творца, отделённым от него, воплощенным во внешние формы, доступные для восприятия другими людьми. Но они - от начала и до конца - продолжение человека творца-человека.

    Применение нейросетей для творчества породило интересную проблему. Нейросеть, будучи "черным ящиком", "вещью в себе", выступает соавтором человека-творца. Но! Этот соавтор зачастую подменяет отсутствие технических навыков и даже таланта неким шаблоном, "средним арифметическим" представлений множества людей о том или ином предмете. Этот предмет может быть визуальной формой или текстом, или музыкой. Может быть даже сюжетным поворотом - то есть абстракцией. Тем не менее, обращаясь к аналогии из начала поста, ИИ выступает в роли костыля, протеза, который может дать бегуну преимущество, но это будет уже не рекорд человека, а рекорд технологии. Не размывается ли в этих условиях смысл искусства? Не теряется ли его смысл как выражения высшего, порой трагического, напряжения духовных для осознания действительности? Не приведет ли использование ИИ к потере человеческого измерения в отражении мира благодаря тому, что художник превратится в "оператора ИИ", и перестанет видеть и осознавать процесс как художник?

    Современные "операторы" ИИ выросли на почве классического искусства, впитали его реалии, принципы, приемы, порой не осознавая, просто интуитивно помня их. И современные нейросетевые пока способны управлять процессом создания картин таким образом, чтобы в них отражалась эта "натуральная", "классическая" почва. Но мы ведь помним, что овощи и фрукты для городов-миллионников выращивают на искусственных грядках, и эти продукты обеднены полезными веществами, да и на вкус и по тактильным ощущениям отличаются от "деревенских" или "дачных", в которые вложен индивидуальный а не конвеерный труд.

    Еще одним вопросом может стать вопрос деградации восприятия искусства. Когда к аборигенам на каких-нибудь далёких островах попадали яркие и непритязательные безделушки, вроде разноцветных бус, те оценивали их на вес золота в буквальном смысле этого слова. Но вот в силу отсутствия у аборигенов традиций в искусстве, схожих с европейскими, они не были способны применить для оценки и восприятия бус те же критерии, что и европейцы. При всей искренности, примитивность оценок явлений действительности не позволяла аборигенам осознавать ценность золота и фактическую дешивизну бус. Применительно к явлениям более сложным, подобная неспособность оценивать истинный смысл новых для них явлений породила феномен, который получил название "культ карго", в некоторых случаях нарушивший даже имеющиеся у аборигенов адаптации к жизни, заставляя их совершать бессмысленные поступки даже не годами, а десятилетиями, придавая укладу их жизни фантасмагорические черты на фоне разрушения былой гармони отношений с действительностью. О "культе. карго" тут не буду говорить подробно, можете загуглить сами, на википедии есть отличная статья на эту тему. Но, завершая мысль, отмечу, что у меня есть опасения, что массовое использование ИИ понизит качество массового искусства. Мне попадались интересные видеоролики и статьи, где анализировались, к примеру, причины падения качества массовой литературы. Там отмечалось, например, следующее. Сложности переписывания старинных клинописных и даже пергаментных текстов служила фильтром, и достоянием широкой аудитории становились лишь действительно признанные интеллектуальной элитой тексты. С появлением печатного станка критерием публичности стало или важное содержание текста, или финансовый достаток автора, позволяющий оплатить тираж (в средние века даже состоятельный человек не мог рассчитывать на то, что его сочинение сочтут достойным для представления потомкам в виде рукописной копии, сохраненной в монастырских библиотеках - самом надёжном хранилище текстов той эпохи). С развитием печатного дела и появлением информационных технологий стало всё проще публиковаться любому желающему. Появление же интернета сломало механизм отбора. Читательский вкус стал воспитываться на случайных произведениях. И параллельно рукописному и печатному творчеству существовало устное, "бесплатное", в отличие от письменного, требующего ценных материалов помимо времени. Но и оно имело свои фильтры. Действительно значительные произведения оставались в народной памяти становились массовыми и общеизвестными. Незначительные - забывались. И вот, в эпоху интернета эти два потока слились. Незначительные вещи перестали "теряться". На их фоне значительные вещи перестали быть так же заметны, как были заметны в эпоху "дефицита" публичности. И такая ситуация коснулась всего. Даже системы ценностей.

    Возвращаясь к искусству, можно предполагать, что вектором развития ситуации станет предельная массовость произведений совместного с ИИ творчества. но возникнет волна "отката" качества, так как не будет механизмов, удерживающих планку как качества, так и самобытности. искусство сохранит черты средства отражения действительности в художественных образах. Но само качество этого отражения будет под вопросом, поскольку произведения будет не продуктом творца, а результатом отбора из предложенных искусственным интеллектом вариантов. Конвеер ИИ несомненно удешевит процесс создания продукта. Но, как и любой конвеер, снизит вариативность конечного продукта. его индивидуальность, точность его соответствия конкретному намерению и конкретной ситуации, сделает шаблонность средством универсального и повседневного удешевления и ускорения получения результата, а не средством преодоления дефицита времени для ограниченного круга ситуаций.

    Сейчас технология ИИ получила экстремальное финансирование именно в силу того, что ИИ - это огромное удешевление производства самого дорогого, что существовало на планете - человеческого творческого труда. Бешенно сокращая издержки, владельцы крупного капитала, используя ИИ, теперь способны получать сверхприбыли, исключив значительную часть человеческого участия в творческом процессе. Разговоры фантазёров о том, что ИИ избавит от бедности кажутся в этом ключе несостоятельными. В существующей экономической системе применение ИИ приведет к еще большему разрыву в распределении материальных благ. В то же время качество творческого продукта будет под сомнением именно в силу отсутствия человека-творца в системе создания творческого продукта, роль творца меняется на роль оператора -контролёра. Изменяется и сама система контроля качества творческого продукта. Но, тем не менее, использование ИИ для создания картин, книг, и даже фильмов, будет прекрасным досугом.

    Сейчас давать точный прогноз проблематично, но возможные тенденции я постаралась ухватить и продемонстрировать, где-то следуя обозначившейся логике событий, а где-то обращаясь к аналогичным ситуациям в смежных областях. Спасибо всем, кто прорвался через "многабукв", и не скончался по дороге.

    Буду рада познакомиться с вашим мнением по проблеме, и готова обсудить спорные моменты, слабые места в моей аргументации, и просто разъяснить сформулированное нечётко, а потому не понятое сразу читателями или мной.

    Спасибо за внимание.
    21 апреля 2024 - 06:51 / #1
  2. Оффлайн
    1

    terrary

    Хэймин

    Анимешники

    Сообщений: 5

    Нашла неточность. "Но эти художественные образы оформляются по правилам, которые прошли отбор столетий и даже тысячелетий. " - не оформляются, потому что в сознании они оформляются по законам, которым сотни тысяч лет, и восходят они ко времени первых наскальаных рисунков, а воплощаются в произведениях искусства. То есть фразу надо читать так: "Но эти художественные образы воплощаются в произведениях искусства по правилам, которые прошли отбор столетий и даже тысячелетий".
    21 апреля 2024 - 07:28 / #2

Статистика форума, пользователей онлайн: 103 (за последние 20 минут)